The music style ska (in its different forms) has become increasingly popular in St. Petersburg, Moscow and also in the Ukraine, at least judging by some of the music I have heard (the rest of Russia is kind of hard to judge since I do not really have any ethnographic material). Ska originated in Jamaica and is closely related to the music style reggae. Rhythmically what roughly characterizes ska are accents on the second and fourth beat. The basic line up is at least a rhythm section (Guitar, Bass, Drums and Vocalist) and a horn section with at least a Trumpet or Saxophone.
"There are pioneers and copy-cats and once Leningrad was so big/famous... For a lot of people it was a revelation, a discovery, that such a musical direction [ska] existed and at that time Shnurov [Leningrad's singer], I think, had been telling [people] on his home-page about ska - what it is and such - and Spitfire as well, well the band, that always [has played] ska, he also advertised for them. [...] I think that a lot of people simply found out about ska through Leningrad and then the idea to play just that, because it is currently well received."
(Interview with Yuriy Gurzhy. Berlin, 05.10.05 - my translation)
During my stay in St. Petersburg there were quite a few bands playing ska-related music , e.g. Svoboda, the band I played in (and you guessed it, one of the models for Svoboda was/is Leningrad), Banana Gang, Brosound, Beshenye Ogurtsy, Dva Samoliota, No Guns, Porto Franco and St-Petersburg Ska-Jazz Review.
But, more interesting than the history of ska in Russia, is what people (in Russia) think and say about ska. Talking about how ska appeared in St. Petersburg Andrei Burlaka added that nobody in Russia plays like the original ska artists. The local groups play more specific Russian versions (like ska-punk). Andrei Ivanov, the vocalist in the St. Petersburg reggae group Reggaestan, said in an interview that ska derived its popularity from punk, which was and still is popular in Russia. He explained that Russians like to drink and when they are drunk they like to move, jump (skakat') and push/shove (tolkat'), which ska and punk encourage. He added that reggae which is related to ska is not so popular in Russia, because it is more profound, slower, and with a different energy. Andrei Burlaka noted that it is too cold to play "Southern music", like ska in Russia, and that this is why the groups play a mixture (like ska-punk). Aleksandr Kasparov, one of the directors of the Berlin record label Eastblok Music specialized in Easter European music, said the following about the popularity of ska:
"For the Russians I think that is a good rhythm, good music, and [it] has to do with the Russian rhythm, with Chastushka or with all others... It's not too foreign for Russian ears this ska rhythm."
(Interview with Alexander Kasparov. Berlin, 19.07.2006 - my translation)
While these views can be discussed as stereotypical they do demonstrate that ska has become an inherent part of Post Soviet popular music and that the listeners are trying to appropriate the style as not only foreign, but something which also has its roots in Russia (but in a different previous form).
Ска в Питере
(русская версия - адаптирована Sergio Mazzanti)
Музыкальный стиль ска (в его разновидностях) стал все больше и больше популярным в Санкт-Петербурге, Москве и также в Украине, по крайней мере судя по той музыке, которую я послушал (об остальной части России как-то нелегко судить, поскольку на самом деле у меня нет этнографического материала). Ска возник в Ямайке и тесно связан с музыкальным стилем регги. Ритмически то, что характеризует ска – ударения на втором и четвертом тактах. В основную линию входят по крайней мере ритм-секция (гитара, бас-гитара, ударные и вокалист) и духовая секция по крайней мере с трубой и саксофоном.
Во время интервью музыкальный критик Андрей Бурлака (он крутит очень информированный сайт rock'n roll.ru) сказал мне, что ска появился в России вместе с битловской песней «Облади облада». Большинство людей, с которыми я разговаривал, согласны с тем, что первая группа, играющая ска в России была ленинградская группа «Странные игры», которая дебютировала в 1982 г. (один человек сказал, однако, что Гарик Сукачев был пионером ска). Ска не был, однако, очень популярен в восьмидесятые годы и немногие группы включали его в свой репертуар. Стиль испытал подъем популярности в 1990-ые годы, когда люди начали путешествовать и больше подвергались влиянию западной популярной музыки (известные ска-группы, такие как Skatalites, гастролируют в России). Spitfire и Distemper были из первых групп, играющих и затем делающих ска (смешенный с панком) популярным. Однако, сегодняшняя популярность связана наверное с известной группой «Ленинград» (основанной в 1997 г.):
«Были пионеры и были подражатели и едва Ленинград был такой большой... Для многих это было откровение, открытие, что было такое музыкальное направление и тогда Шнуров [певец Ленинграда], я думаю, тоже рассказывал в своем сайте о ска, что это такое и как, и еще Spitfire, как группа всегда [играющая] ска, они тоже широко тогда рекламировались. Я думаю, что через Ленинград многие прямо пришли к ска и затем к идее, именно это играть, потому что на данный момент это хорошо воспринимается» (интервью с Юрием Гуржием. Берлин, 05.10.05 – перевод Sergio Mazzanti).
Во время моего пребывания в Санкт-Петербурге было немало групп, играющих музыку связанную со ска, т.е. Svoбода, группа в которой я играл (и, угадайте, одна из моделей для Свободы была и есть Ленинград), Banana Gang, Brosound, Бешеные Огурцы, Два Самолета, No Guns, Porto Franco и St-Petersburg Ska-Jazz Review.
Но интереснее истории ска в России это то, что люди (в России) думают и говорят по поводу ска. Разговаривая о том, как ска появился в Санкт-Петербурге, Андрей Бурлака добавил что в России никто не играет так, как оригинальные ска-артисты. Местные группы играли более специфически русские версии (как ска-панк). Андрей Иванов, вокалист в Санкт-Петербургской регги-группе РеггиСтан, сказал в интервью, что ска достает популярность из панка, популярного жанра в России в прошлом и настоящем. Он объяснил, что Русские любят выпить и когда они пьяны, они любят двигаться, скакать и толкать, что ска и панк способствуют. Он добавил, что связанный со ска регги не очень популярен в России, потому что он глубже, медленнее, и с другой энергией. Андрей Бурлака заметил, что в России слишком холодно, чтобы играть «Южную музыку» как ска, и что по этой причине группы играют смесь (как ска-панк). Александр Каспаров, один из директоров рекорд-компании Eastblok Music, специализированной в западно-европейской музыке, сказал следующее о популярности ска:
«Я думаю, для русских, это хороший ритм, хорошая музыка, и имеет что-то общее с русским ритмом, с Частушкой или со всеми остальными... Это не так чуждо для русских ушей, этот ска-ритм» (интервью с Александром Каспаровым. Берлин, 19.07.06 – перевод Sergio Mazzanti).
Хотя эти мнения могут быть восприняты как стереотипическими, они доказывают, что ска стал неотъемлемой частью постсоветской музыки и что слушатели пытаются присвоить стиль, не только как иностранный, но как нечто имеющее свои корни в России (но в другой форме).
No comments:
Post a Comment